Красносельская сельская администрация

Выгоничского района Брянской области

Меню

Главная
Поселение
Паспорт поселения
История
Статистика
Устав
Геральдика
Администрация
Глава поселения
Структура
График приема граждан
Отчет о приеме граждан
Отчет
Вакансии
Интернет-приемная
Информация о текущей деятельности администрации
Совет Депутатов
Полномочия Совета депутатов
Прием граждан
Состав Совета депутатов
Документы
Устав
Решения
Постановления
Формы заявлений
Программы
Муниципальный закон
Муниципальные услуги
Проекты административных регламентов
Утвержденные административные регламенты
Муниципальное имущество
Муниципальный контроль
Экономика
Культура
Противодействие коррупции
Антикоррупционная экспертиза
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействии коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
Обратная связь для сообщений о факторах коррупции
Благоустройство
Градостроительная деятельность
Генеральный план
Правила землепользования и застройки
ТОСЫ
ГО и ЧС
Объявления
Малое и среднее предпринимательство

История Красносельского сельского поселения

КРАСНОЕ

 

Красное — село в Выгоничском районе Брянской области, административный центр Красносельского сельского поселения. Расположено в 12 км к западу от поселка городского типа Выгоничи.
Село Красное расположено на равнине при реке Рог (Рожок), которая берет здесь свое начало и представляет собственно ручеек, совсем пересыхающий летом. Можно полагать, что на месте села было когда-то болото. Почва большею частью глинистая и песчаная, требующая для себя частого удобрения, но и при таком условии плохо вознаграждающая труды земледельца урожаями.
Свое название приход получил, вероятно, от красного или соснового леса. Где росла сосна, там она и красна, говорят в народе. Этот лес в прежнее время окружал село со всех сторон, теперь же он вырублен. Упоминается с 1626 года (первоначально — как деревня Красная, в составе Подгородного стана Брянского уезда); бывшее владение Московского Вознесенского монастыря. Сведения о жителях села Красное имеются и в синодике Свенского монастыря, начатом старцем Ефремом в 1626 году. В синодиках перечислялись имена людей, на помин души которых родственники или они сами при жизни позаботились внести вклад деньгами, ценными вещами, лошадьми, хлебом. Синодик начинался царским родом, затем шли роды брянских дворян Волконских, Безобразовых, Серебряных, Панютиных, Тухачевских и других. После них идет список вкладчиков из Вознесенской волости, среди которых назван "род Василия Кондратьева деревни Красное".
С 1695 года — село с Покровской церковью (сохранилось каменное здание середины XIX века). Все жители - государственные крестьяне, занимались главным образом земледелием; только небольшая часть, не имевших земли, работали на соседней железной дороге. В 1835 году в селе числились около сотни дворов и проживало более 800 жителей. С 1870 году село Красное становится центром Красносельской волости Трубчевского уезда (с 1919 в Крестовской волости), включавшего около половины территории нынешнего Выгоничского района по правую сторону реки Десны до села Жирятино включительно. В селе было 178 семей, в состав которых входили 655 душ мужского пола и 662 души женского пола. 118 семей имели по одной избе, а 48 - по две. Сведениями о Красносельской волости начинается III том "Сборника статистических сведений по Орловской губернии", изданный в Орле в 1887 году. Этой книгой, в том числе разделом, посвященным Красносельской волости, пользовался В.И. Ленин в работе "Развитие капитализма в России". В.И. Ленин ссылается на т. 3 стр. 5 из книги: "Развитие торгового рыночного земледелия направлено здесь не на расширение посевов для сбыта зерна, а на производство конопли".
В состав Красносельской волости входили 53 земельных общества, в которых проживали 6890 душ мужчин и 6800 женщин. В селе Красном находилось волостное начальство: старшина и писарь, получавшие в год 212 рублей, помощник писаря получал 186 рублей, писец 144 рубля, 40 рублей платили сельскому старосте. Сельский мир содержал также сотского, десятского, лесного, полевого и церковного сторожей. Пастухам платили 141 четверть ржи. В 1868 году при волостном правлении был создан сельский банк, выдававший ссуды от 9 до 12 процентов в год. Однако скоро все его капиталы оказались в руках у крестьян (с процентами около 11 000 рублей). Из-за бедности заемщиков деньги в банк почти не возвращались. Для взыскания долгов прибегали к описям и продаже имущества. В селе было две школы: земская и школа грамоты в деревне Хмелевой. В отличие от многих окрестных сел, в Красном было довольно много грамотных людей - 58 человек, но в школе в 1886 году учились всего 19 детей. Из общего числа грамотных 5 человек выучились на солдатской службе. Видимо, на военной службе выучился диковинному для тогдашних крестьян фотографическому делу "запасной нижний чин из крестьян села Красного Трубчевского уезда Матвей Кузьмич Дмитриев". 3 февраля 1897 года Орловским губернатором ему было разрешено открыть в городе Трубчевске первое фотографическое заведение.
С развитием капитализма особенно после первой русской революции 1905-1907 годов, в селе усиливается классовое расслоение. 3ажиточные крестьяне после столыпинской реформы переселяются на хутора Алексеевну, 3акочье, Покровку, нанимают батраков. После Октябрьской революции многие жители села сражались на фронтах гражданской войны. Среди них были Ф.Ф. Щербаков, И.И. Кожурин, Ф.И. Кругликов.
На территории Красносельской волости с весны 1918 года по 1928 год существовало частное землепользование. Крестьяне-единоличники имели от двух до нескольких десятков гектаров земли. Были кулаки, в основном, хозяйственные крестьяне, которые трудились от зари до зари. Они нанимали на работу родственников и односельчан только во время весеннего сева и уборки урожая. Одним из таких зажиточных крестьян был Маркин Иван Родионович - многодетный. Были и другие. В 1928 году в доме бывшего урядника Белоусова, в двух километрах от села, была создана коммуна "Равенство". Председателем коммуны назначили рабочего-большевика Прохоренко Афанасия Игнатьевича. В 1929 году его убили и коммуна распалась.
Руководство страны в 1929-1930 годы форсировало коллективизацию. На съезде партии были определены темпы и масштабы развития сельского хозяйства страны. В селе Красном, огромном по тем временам (около 700 домов), коллективизацию проводили сверху. Прошлись по улицам коммунисты с активистами, определили, кого надо раскулачивать. Определяли по-крестьянски - завидовали. У кого крыша не соломой покрыта, а дранкой или оцинкованным железом - это кулак. Раскулачили. Попали под раскулачивание лучшие крестьяне, хозяйственники. Их сослали на Соловки. А в селе осуществлялись кардинальные изменения. Объединили имущество, домашний скот, инвентарь. В 1930 году были образованы три колхоза: "Имени Тельмана", "Вперед", "Имени Когановича".
Началась Великая Отечественная война. В начале октября фашисты захватили Брянск. 7 октября 1941 года немцы появились в селе Красное. Накануне вступления фашистов на территорию сельсовета в районе поселка 3акочье, в лесу, погиб при загадочных обстоятельствах председатель сельского Совета Елисеев. Красное заняли немецкие автоматчики, они въехали в село на мотоциклах, как победители. Солдаты заходили в дома, выгоняли жителей, узнавали, кто коммунисты, комсомольцы. В первые же дни оккупации села немцы расстреляли коммунистов - братьев Вахрашиных и Федора Пономарева. Кто-то сообщил немцам о том, что два отступающих красноармейца ушли в сторону Суботова. Фашисты догнали их и расстреляли. Фашисты грабили колхозное добро, отбирали у населения продовольствие и увозили в Германию. Расположились в селе и венгерские солдаты. Они жестоко обращались с жителями и отбирали все, что только было можно. 23 месяца находились немецкие войска на территории села Красное. За это время уничтожен был колхозный сад, все колхозные постройки и инвентарь. 18 сентября 1943 года Красная Армия освободила село. Народ с радостью встречал освободителей. Красная Армия гнала фашистов дальше на запад. Успешно сражались на фронтах Великой Отечественой войны жители села Красного. Пономарев Михаил Петрович был в числе тех, кто освобождал родное село от врага. В честь погибших односельчан возле школы установлен обелиск.
В 1922—1929 в Выгоничской волости Бежицкого уезда; с 1929 в Выгоничском районе, а в период его временного расформирования — в Брянском (1932—1939, 1965—1977), Почепском (1963—1965) районе. До 2005 года являлось центром Красносельского сельсовета (в 1966—1979 входило в Хмелевский сельсовет).

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1812–1815 годы.
Адрес: Брянская область, Выгоничский район, село Красное.

Приход села Красного древний, и возникновение его, как видно из хранящейся в церковном архиве храмозданной грамоты, относился ко временам патриарха Адриана. 21 ноября 1696 года священник Никифор Минин получил антиминс - священный плат - для Покровского храма в селе Красное. До этого же времени село Красное было деревней, входила в состав прихода села Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского девичьего монастыря. По просьбе крестьян деревни Красной, патриарх Адриан позволил построить в этой деревне храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и дал туда самостоятельный причт, которому назначена была в пользование церковная земля и другие угодья. В приходно-расходной книге Вознесенского монастыря записано, что церковь строили не новую, а с разрешения наместника Свенского монастыря разобрали Георгиевскую церковь в селе Супонево, перевезли и снова собрали ее в Красном. Этот храм вместе с селом был истреблен пожаром, после чего крестьяне переселились в другое место, недалеко от прежнего, и построили второй деревянный храм, который и существовал до 1819 года. По ветхости или по другой причине - точно неизвестно, в этом году деревянный храм был сломан, а вместо него на средства прихожан был выстроен каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Архистратига Михаила. До Отечественной войны 1812 года был возведен наполовину. Война остановила строительство до лета 1813 года. Прихожане проводили свои религиозные обряды в старом деревянном храме, построенном ранее. В 1813 году постройка храма была возобновлена и в 1815 году завершена. Восьмого ноября (26 октября) 1815 года храм был освящен. В 1875 году построена деревянная двухъярусная колокольня. В 1892 году был сделан правый придел во имя архистратига Михаила. Придел был построен на средства Ильюшина Лаврентия Семеновича. В 1898 году был пристроен левый придел во имя Святой Троицы на средства Сенина Михаила Емельяновича, и погост церковный был обнесен оградой из красного кирпича. В 1895 году на средства прихожан было приобретено для храма три новых иконостаса, а в 1900 году устроено было отопление храма. Из храмовых икон особенно почиталась прихожанами икона Смоленской Божией Матери. Икона эта древняя и, как говорят старожилы, уцелела еще от пожара, истребившего некогда храм и село.
Сохранилось предание, что однажды купцы заспорили, кто из них богаче, и от старой деревянной церкви до новой каменной выкладывали дорогу золотыми монетами.
В 1934 году храм был закрыт, колокола сняты. В народе говорили, что когда снимали большой колокол (а его просто-напросто сбросили на землю), то он пробил крышу и ушел в землю на 2 метра вглубь. Набат колокола в хорошую погоду был слышен на 10-15 км окрест. В храме разместили зерносклад.
В 1943 году в храме возобновлено богослужение. 1945 году - на фундаменте прежней колокольни сделана пристройка, погост обнесен штакетником, установлены дубовые кресты на куполах храма.
В 1968 году заново восстановлен центральный иконостас в трех ярусах. Иконы были написаны художником Коваленко Григорием Петровичем (1968-1972 годы) из Чернигова, а праздничный ряд - художником Павлом Ильичом Костенец из Брянска (1970 год). В 1970 году был восстановлен иконостас правого придела и освящен престол во имя архистратига Божья Михаила (по благословлению митрополита Орловского и Брянского Палладия священником Иваном Васильевичем Нагорным). В 1971 году сделан иконостас левого придела и четыре киота.
В послевоенные годы храм не закрывался и до начала 90-х годов XX века был единственным действующим храмом современного Выгоничского района.
***
7203 года по указу святейшего патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина обложена вновь церковь данью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Вознесенского девичья монастыря в деревне Красной дани положено тое церкви на попа с причетники с попова, с дьячкова, с просвирницына, с 56 дворов крестьянских, да с церковныя земли по памяти, какова вынесена из Поместного приказа с 15 чети с сенных покосов с 15 копен по указной статье 32 алтына с деньгою, заезда гривна, выписка у меня Дмитрийка Авраамова в очисном столпу. И апреля в 15 день те деньги на нынешней 203 год взяты, принял Дмитрийко Авраамов, платил тое церкви ставленник Никифор.
1746 года Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Вознесенского девича монастыря в селе Красной рубль 36,5 копеек.
204 года ноября 21 по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Покрова Пресвятой Богородицы в село Красное, а взял антиминс Вознесенского девича монастыря поп Никифор Минин и росписался.
205 года ноября 20 взята благословенная грамота чтоб у Свинского Наместника взять старая церковь из села Супони на в монастырскую вотчину в село Красное, от той грамоты пошлин и подъячим за работу дано, всего стало 41 алтына 1 деньга, сторожу за печать дано алтын (из приходо-расходной книги Вознесенского девича монастыря по Монастырскому Приказу).
"Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.
***
Умер священно-церковно-служитель трубчевского уезда села Красного пономарь Андрей Панков.
"Орловские епархиальные ведомости", №7, 1865 год.
***
Церковь Покрова, середина - вторая половина 19 века.
Расположена в центре села. Сооружена в середине 19 века вместо прежней, деревянной. По сведениям местных жителей, в 1875 году к ней пристроена двухъярусная колокольня, а в 1894 году на средства крестьянина Е.С. Сенина - северный и южный приделы. Вместо разобранной в 1941 году колокольни в 1950 году возведена новая, деревянная и оштукатуренная (сохранился лишь нижний четверик). Кирпичный, частично оштукатуренный храм, выполненный в стиле позднего классицизма, отличается скромным и несколько суховатым обликом. Основой объемной композиции крестообразного в плане здания является возвышающийся в центре грузный четверик с граненым куполом, завершенным глухим барабаном главы. Пониженный прямоугольный алтарь имеет двускатную кровлю. Два придела по сторонам четверика с массивными полукружиями апсид значительно утяжеляют композицию. Сильно вытянутая трапезная заканчивалась на западе невысокой двухъярусной колокольней. Архитектурная обработка фасадов, включающая тяги, карнизы, ниши под окнами, размещенными в филенках, и треугольные сандрики над боковыми входами, очень проста. Своеобразны два крупных арочных окна с архивольтами и замками в верхней части боковых сторон четверика, завершенных фронтонами. Интерьер храма имеет сомкнутый восьмилотковый свод над центральной частью со срезанными углами и узкими диагональными гранями. Над остальными помещениями - алтарем и приделами - пологие коробовые своды, перекрытие трапезной плоское, балочное. В интерьере сохранилась поздняя настенная роспись масляной краской.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.
***
Село Красное расположено в 14 км к западу от райцентра Выгоничи в верхнем течении реки Рожок, близ железной дороги Брянск-Гомель. К началу XX века оно являлось центром Красносельской волости; ныне это центр Красносельского сельского поселения. По переписи 1926 года, Красное было крупнейшим населенным пунктом на территории нынешнего Выгоничского района: его население превышало 2000 человек. В настоящее время здесь проживает немногим более 500 жителей.
Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была построена в Красном в 1695 году по просьбе местных крестьян. До этого Красное было деревней, которая входила в состав прихода селе Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского женского монастыря, поэтому благословение на постройку храма было получено от самого патриарха Московского и Всея Руси Адриана. Церкви был дан самостоятельный причт, которому была назначена в пользование церковная земля и другие угодья. 21 ноября 1696 года священник Никифор Минин получил для освящения Покровской церкви антиминс. Здание было выстроено из бревен старой разобранной Георгиевской церкви села Супонева под Брянском. Впоследствии Покровский храм вместе с селом был истреблен пожаром, после чего Красное было перенесено в другое место, недалеко от прежнего, где была построена новая деревянная церковь. Она существовала до 1819 года, когда в центре Красного на средства прихожан был выстроен каменный холодный храм, имевший небольшое основное помещение, которое компенсировалось вместительной протяженной трапезной. Посвящение главного престола осталось прежним, а придел был освящен во имя Михаила Архангела. В 1875 году к храму была пристроена невысокая колокольня. Она имела два квадратных в плане яруса и была завершена граненым куполом с высоким шпилем. Переход от нижнего яруса к более узкому ярусу звона был выполнен с помощью трех ступенчатых поясков. В 1891-1892 годы на средства разбогатевшего лесоторговца крестьянина Емельяна Сенина с севера и юга были пристроены обширные придельные помещения. Храм стал трехпрестольным: второй (левый) придел был освящен во имя Троицы Живоначальной. В 1895 году на средства прихожан были приобретены для храма три новых иконостаса, а в 1900 году устроено отопление. В 1910 году церковное здание характеризовалось как "крепкое". На церковном участке, окруженном каменной, крытой железом оградой с двумя воротами и тремя калитками, стояла деревянная сторожка. Из храмовых икон особенно почитался прихожанами образ Смоленской Божией Матери. Эта древняя икона, по преданию, уцелела еще от пожара, истребившего некогда храм и село. До 1863 года (т.е. до постройки собственного храма) в приход Красного входила деревня Малфа. В начале ХХ века в приходе Покровской церкви, кроме самого села, состояла только деревня Хмелево. Прихожан насчитывалось около 3000 душ. Причт храма по штату состоял из трех человек. Церковь владела 100 десятинами земли. В 1930-х годах начались репрессии священнослужителей. Служивший в Покровском храме священник Алексей Всеволодович Васильев, 1897 года рождения, был 4 января 1931 года арестован и затем приговорен к 3 годам лагерей. 23 сентября 1936 года был арестован и приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан иерей Михаил Иванович Архангельский, служивший в Красном с 1921 по 1928 год. В конце 1930-х годов Покровская церковь была на некоторое время закрыта. Ее здание переоборудовали под школу. В 1941 году разобрали колокольню. Но в годы оккупации богослужения возобновились, и в течение последующих 50 лет храм в Красном был единственным действующим храмом района. В 1950 году была возведена и оштукатурена новая деревянная колокольня. Неудивительно, что церковь, единственная в районе, считалась "сильнодействующей" и находилась под пристальным вниманием государства. Особое беспокойство советской власти вызывала взаимопомощь между храмом и местным колхозом имени Тельмана: церковь при необходимости одалживала колхозу деньги, а колхоз помогал ей дровами. Такое сотрудничество считалось в 1950-е годы недопустимым. Сохранилось описание храма, сделанное в 1953 году: "Церковь как внутри, так и снаружи благоустроена. В 1951-1952 годы проведен ремонт, крыша покрыта новым железом, покрашена зеленой краской, стены выбелены. Внутри церкви потолок и стены покрашены масляной краской, художественно отделаны. Художники города Бежицы сделали хорошую живопись внутри церкви. Куплены 3 люстры (2 на 4 лампочки и одна на 9), но так как в селе Красном электроосвещения нет, то священник со старостой решили вместо лампочек в электрические патроны поставить большие свечи ...". На очередной волне борьбы с религией, в 1961-1962 годы, местная власть вновь пыталась закрыть храм, однако прихожанам удалось его отстоять. Храм села Красного выстроен в стиле позднего классицизма. В своей основе он имеет крестообразный план с тремя протяженными и одной короткой ветвями. Основной четверик украшен по боковым сторонам треугольными аттиками и перекрыт граненым куполом, увенчанным луковичной главой на небольшом глухом барабане. Появившиеся в 1890-х годах придельные боковые объемы имеют встроенные между ветвями креста массивные полукруглые апсиды, в то время как выступу главного престола придана прямоугольная форма. К длинной, имеющей с каждой стороны по пять окон трапезной примыкает деревянная колокольня постройки 1950 года. От нее сохранился только квадратный в плане нижний ярус, в котором устроено помещение основного входа в храм. Остаток колокольни ныне увенчан главкой на прямоугольном пьедестале. Предельно лаконичный декор фасадов состоит из аттиков, плоских угловых пилястр, ступенчатых горизонтальных поясков, треугольных сандриков над боковыми входами, оконных обрамлении и ниш на барабане. В интерьере сохранилась настенная роспись начала ХХ века, выполненная масляной краской. Покровская церковь стоит на небольшой возвышенности, на улице с необычным названием Сторона (дом №49). Церковный участок окружен незатейливой металлической оградой с кирпичными столбами и воротами, фланкированными двумя калитками. Храм ремонтируется: его здание частично обнесено лесами. Ремонт предстоит основательный: со временем церковь порядком обветшала. Штукатурка со стен колокольни осыпалась. обнажив тесовую обшивку. У южной стены церкви - два креста: один - безымянный надмогильный, на втором - табличка с надписью: "Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенны, в блокаду скончавшихся и всех для победы Православия потрудившихся, их же имена ты, Господи, веси, и прости им всякое прегрешение, вольное и невольное. Аминь". Такой же текст сопровождает кресты возле многих действующих храмов Брянской области. Обязанности настоятеля храма исполняет иерей Игорь Воликов.
"Храмы Трубчевского уезда", О.Р. Вязьмитин, А.В. Шатохин, 2013 год.

Со6ременный вид храма и прилегающей территории. Фото 2012 года.

ПАМЯТНИК ВОИНАМ В.О.В.
Памятник установлен возле школы села. Памятник местным жителям и воинам В.О.В.

ПАМЯТНИК А.И. ПРОХОРЕНКО,
первому председателю коммуны

В 1928 году в доме бывшего урядника Белоусова, в двух километрах от села Красное, была создана коммуна "Равенство". Председателем коммуны назначили рабочего-большевика Прохоренко Афанасия Игнатьевича. Это был энергичный молодой человек лет 25-30, участник гражданской войны. Приехал он в село Красное со своим младшим братом, обратился за помощью в создании коммуны к активистам, комсомольцам. Провели собрание, на котором и было решено создать коммуну. Помогали Прохоренко А.Ф. коммунисты - Введенский, Вахрашины, Ф. Пономарев и другие.
Не любили в Красном коммунаров, осуждали и часто насмехались над ними. Невозможно было представить крестьянам, имевшим собственность, чтобы кто-то из односельчан отказался от своих коров, лошадей - всего, что составляло основу крестьянской жизни. А они отказались, свели в постройки Белоусовской усадьбы домашних животных, свезли инвентарь, повозки, сеялки, веялки. Это были молодые братья Кожурины - Павел и Кондрат, их мать и сестра; Рылько Николай Дмитриевич - брат знаменитого Петра Дмитриевича Рылько, создателя Кокинского совхоза-техникума, и другие. 3емли для коммуны выделили неважные, в основном, пески. Первый же урожай оказался плохим, коммуна не могла существовать.
В 1929 г. умер брат у председателя коммуны, а потом случилось другое несчастье: в Почепе после совещания прямо в номере гостиницы, где поселился Афанасий Игнатьевич, произошла драка, в которой выстрелом из пистолета он был убит. Его похоронили в Красном, там, где была усадьба коммуны. А в конце 60-х годов, по инициативе директора школы Кожуриной Т.Ф., останки Прохоренко А.И. были захоронены у здания Красносельской средней школы. Виновника гибели председателя так и не нашли, но, по рассказам, убили его кулаки. Итак, коммуна распалась, все разъехались по своим домам, а усадьбу коммунаров растащили, разобрали дом, постройки, инвентарь.